Дата: 11.05.2014 вс

Свежий номер: №16

Прием рекламы: №17



Яндекс цитирования

Бизнес

Игры с валютой
Игры с валютой
За лояльность заплатим селом?
Примем удар первыми
   1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 199  >>   >>>

Опрос

Что вы ждёте от электронных билетов?

  • Не надо будет искать мелочь по карманам

  • Можно будет проехать «зайцем»

  • Давки у считывающих устройств

  • Мне всё равно



Популярные метки

23 февраля авто авто. город аксессуары антиквариат архитектура афиша банки безопасность беременность бизнес билеты бор бытовая техника ветераны власть выставки город дайвинг дача двери день победы дети долги дом дороги животные жилье жкх закон труде законы здоровье зоо зоопарк зубы интернет интерьер ипотека искус искусство история история города качество клещи кожа компьютеры кондиционер концерты коньяк косметология красота кредиты криминал культура курение курорт лицензия льготы мебель медицина метро музеи музыка налоги наследие наследство наука недвижимость образование обувь общепит овощи огород одежда окна олимпиада оружие отдых очки паводок пенсия питание пляжи подарки покупки почта права человека право православие праздники продукты путешествия развод разрешение распродажа ремонт рецепты сад сад-огород садовод связь святыни скидки сми снегоход советы сон. похудение сотрудничество социалка спорт справка стихия стоматология страхование строительство такси театр телефоны техника транспорт туризм финансы фото чай школа шопинг экология экономия электроприборы

Придем на своих условиях

Россия практически завершила двухсторонние переговоры со всеми членами Всемирной торговой организации, пожелавшими в них вступить. Несогласованными остались всего лишь 20 вопросов из разных областей внешнеэкономической деятельности. На каких же условиях наша страна вступает в ВТО?

Максим Медведков, директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли, глава делегации РФ на переговорах о присоединении к ВТО Российская делегация фактически закончила переговоры с 58 членами ВТО в феврале 2007 г. На данный момент ведется работа только с Вьетнамом и Камбоджей. Эти страны вступили во Всемирную торговую организацию несколько месяцев назад и захотели согласовать некоторые моменты с Россией. Однако объемы торговых операций с данными государствами у нашей страны не велики, и я не думаю, что результаты переговоров повлияют на итоговый пакет прав и обязательств России.

В ходе основных переговоров с партнерами мы обсудили обязательства нашей страны по уровню таможенных пошлин, а также условия прихода на внутренний рынок иностранных поставщиков услуг. На основе подписанных протоколов по доступу на российский рынок товаров уже подготовлен проект свободного графика тарифных уступок, охватывающий 11 300 тарифных позиций. Эти уступки являются своеобразным «вступительным взносом» страны-соискателя. Также подготовлен проект перечня специфических обязательств Российской Федерации перед другими членами ВТО по доступу на рынок услуг.

На данный момент наши партнеры заняты составлением доклада рабочей группы по присоединению России к ВТО - ключевого документа, где излагаются права и обязанности, которые наша страна примет на себя, став членом этой организации. Тем не менее, уже сегодня я могу заявить: большинство договоренностей, которых мы достигли, - и есть те конечные условия, на которых Россия вступит в ВТО.



Пошлины по нашим правилам

Переговоры по доступу иностранных участников на рынок товаров российская сторона начала еще в 1998 г. Их целью было определение максимально выгодного для нашей страны уровня ставок ввозных пошлин по всей товарной номенклатуре ВЭД. Наиболее важным достижением в переговорах по этому блоку я считаю то, что России удалось отклонить требование «обнулить» импортные пошлины, которое выдвинуло подавляющее большинство членов рабочей группы по присоединению нашей страны к ВТО (в частности, данной уступки добивались ЕС и США). Ни одна таможенная пошлина не будет уменьшена с момента вступления! Начальный уровень среднего импортного тарифа в год присоединения к ВТО составит 14,8% (в настоящее время он составляет 13%). Разумеется, в дальнейшем предусмотрена либерализация таможенных пошлин по отдельным позициям, однако она будет происходить в течение так называемого переходного периода. Я напомню, что по всем без исключения позициям предусмотрен переходный период от 3 до 7 лет (в зависимости от уровня «чувствительности» отдельных отраслей отечественной экономики). Конечный уровень среднего импортного тарифа после окончания переходного периода составит 11%, то есть в целом пошлины на ввоз зарубежной продукции снизятся незначительно. За счет каких групп товаров произойдет это снижение?

За счет тех, что в России не производят, либо производят в недостаточном количестве, а также тех, для которых существующий уровень тарифной защиты не стимулирует развитие нормальной конкуренции. Кроме того, стоит добавить, что в отношении 1100 товарных позиций будут применяться комбинированные таможенные пошлины. Они будут рассчитываться ежегодно на основе данных о ценах на мировых рынках.

Особо важными я считаю достигнутые договоренности по двум группам товаров: сельскохозяйственной и промышленной. В сельскохозяйственной группе наш импортный тариф на момент вступления в ВТО не будет снижен. В первый год после присоединения мы даже сможем поднять пошлины на ряд товаров. Так, в период до 2009 г. Россия сможет использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину и мясо птицы) в удовлетворяющих нашу страну объемах. По истечении переходного периода средневзвешенный тариф по сельскохозяйственной группе товаров опустится с 22,6% до 18%. Тем не менее, по всем базовым продовольственным товарам (мясо, сахар, сыр, сливочное масло и др.), которые производятся в России, тарифная защита останется на прежнем уровне.

В то же время будет облегчен импорт продуктов, которых в стране мало (фрукты, орехи), а также сырья, недостающего для определенных секторов экономики (например, высококачественной молочной сыворотки, необходимой многим предприятиям пищевой промышленности). Мы полагаем, что данные результаты переговоров позволят насытить потребительский рынок и обеспечить благоприятные конкурентные условия для развития внутренних продовольственных рынков страны.

В отношении промышленных товаров начальный уровень таможенного тарифа для иностранных поставщиков составит 10,2% (это чуть выше, чем уровень пошлин, установленных на данный момент). В течение переходного периода ставка снизится до 7%. Предусмотрено снижение пошлин на иностранные лекарства, медицинское оборудование и ряд химических товаров. Будут переведены на уровень платежеспособного спроса ставки пошлин на ввозимую обувь, бытовую технику и электронику. Это позволит исключить «серые» и «черные» схемы импорта в данных областях.

Максимальное снижение пошлин предусмотрено на ввозимое технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, а также комплектующие к нему. В течение трех лет после вступления Россия отменит пошлины на импортные компьютеры, средства их производства и элементную базу. В ряде случаев будут понижены ставки на кожевенное, меховое и текстильное сырье. Все эти меры учитывают интересы как отечественных производителей, так и потребителей.

Откроем, но не все

Наиболее сложно продвигались переговоры по доступу иностранных участников на российский рынок услуг. Самой острой темой обсуждения был приход зарубежных игроков в финансовый, телекоммуникационный и энергетический сектора отечественной экономики. Доступ на эти рынки представляет коммерческий интерес для ведущих членов ВТО, в особенности для Индии, Китая, Канады и Швейцарии. Однако Россия не взяла на себя обязательства по открытию одной трети из 150 секторов услуг. Закрытыми для иностранцев остались так называемые рынки естественных монополий (добыча, переработка и транспортировка сырья, рынок энергоресурсов, рынок железнодорожных и авиационных перевозок, имеющие жизненно важное значение для функционирования российской экономики). Еще 60 рынков будут открыты с ограничениями. Наша страна полностью откроет для иностранных участников только 35-40 секторов. К примеру, российские рынки легковых автомобилей и гражданской авиатехники будут открыты в течение 7 лет. Это оптимальный срок, позволяющий удовлетворить потребности российских покупателей и перевозчиков и в то же время реализовать крупные инвестиционные проекты по созданию в стране конкурентоспособных заводов.

Обрисую общую картину наших возможностей на внутреннем рынке услуг после вступления в ВТО на тех условиях, которых добилась наша сторона. Если сейчас Россия ограничивает доступ иностранных поставщиков примерно в 7-8 секторов услуг, то, став членом Всемирной торговой организации, она сможет существенно увеличить это число. В случае если в переходный период возникнут проблемы, мы сможем ограничить доступ иностранцев примерно в 100 секторов услуг, защищая отечественных поставщиков. Таким образом, на переговорах мы в полной мере реализовали нашу принципиальную позицию: сохранить все действующие инструменты регулирования иностранного присутствия на внутреннем рынке в том объеме, который требуется для поддержания нормальных условий развития отечественной экономики. Немаловажно и то, что Россия получила возможность вводить ограничительные меры в тех секторах, где деятельность иностранных компаний в настоящее время не регулируется.



Устраним несоответствия

До завершения переговоров нас отделяет подписание соглашений с партнерами по нескольким пунктам. Прежде всего, это блок системных обязательств Российской Федерации. Сейчас мы находимся на стадии обсуждения вопросов соответствия российского законодательства нормам ВТО, а также тех мер, которые наша страна должна предпринять для устранения существующих расхождений.

В блоке системных обязательств российская делегация достигла многого. Например, мы добились того, что после вступления в ВТО Россия не должна будет менять политику в отношении ценообразования (на газ, электроэнергию и т.д.). Но существует ряд вопросов, по которым договоренность пока не достигнута. В стадии обсуждения находится гармонизация железнодорожных тарифов. Напомню, что Российская Федерация обязана привести тарифы на внутренние железнодорожные перевозки в соответствие с тарифами на перевозки внешние. Это базовое требование ВТО. Чтобы выполнить его, нам потребуется, как минимум, 3-4 года. Главное - убедить партнеров, что мы выполним свое обязательство по данному вопросу в течение переходного периода.

Второй блок, по которому мы ведем расширенную дискуссию с членами рабочей группы, касается устранения нетарифных барьеров в торговле. Мы ведем переговоры по вопросам лицензирования, квотирования, а также по применению законодательства о техническом регулировании, ветеринарных и фитосанитарных мерах. По большинству вопросов наше законодательство уже приведено в соответствие с нормами ВТО. В первую очередь, это касается таможенного законодательства, но с небольшими исключениями - пока не решена проблема таможенных сборов в области регулирования торговли алкоголем.

Базовые противоречия сохраняются по двум вопросам: техническому регулированию и фитосанитарному контролю. Дело в том, что закон о техническом регулировании, принятый в 2003 г., полностью соответствовал нормам ВТО за исключением одного нюанса, касающегося объема применения международных стандартов в российской системе стандартизации. К несчастью, этот закон за последние четыре года «оброс» поправками, которые, в свою очередь, отбросили нас от соответствия нормам ВТО. Мы надеемся, что в третьем чтении, запланированном на апрель, депутаты Госдумы признают данные поправки утратившими силу, так как соответствие законодательства нормам ВТО - одно из основных условий присоединения.



Сделали все, что могли

В стадии обсуждения с партнерами находятся еще три темы. Первая касается защиты интеллектуальной собственности. Россия - страна, производящая множество интеллектуальных продуктов, и мы намерено максимально защитить свои права в данной области. Именно на это нацелена принятая часть IV Гражданского кодекса РФ, вступающая в силу 1 января 2008 г. В настоящее время члены рабочей группы по присоединению России к ВТО изучают текст закона на предмет его соответствия нормам организации в области защиты прав интеллектуальной собственности. Пока никаких глобальных противоречий в документе не обнаружено, однако у рабочей группы есть еще несколько месяцев на то, чтобы выявить проблемные места в российском законе.

Гораздо драматичнее проходят переговоры по открытию российского рынка государственных закупок. В рамках ВТО существует соответствующее соглашение, но Россия не намерена присоединяться к нему, по крайней мере, в год своего вступления. Действующее законодательство ВТО предусматривает принцип взаимности при осуществлении государственных закупок. То есть, Россия может настоять на своем праве предоставить национальный режим для иностранных товаров и услуг только в том случае, если иностранное государство предоставляет аналогичный режим российским поставщикам. Именно это право хочет получить российская сторона. При таких условиях мы сможем использовать механизм государственных закупок для поощрения российских производителей, так как сегодня Россия предоставляет национальный режим в данной области всего нескольким странам. Если мы получим это право, Россия превратит его в дополнительный инструмент реализации своей промышленной политики. И, наконец, последним несогласованным вопросом на переговорах остается проблема с инвестиционными соглашениями в российском автопроме. На данный момент таковых соглашений 12, и еще несколько будут заключены в скором времени. Беда в том, что некоторые позиции этих соглашений не соответствуют нормам ВТО. Мы планируем договориться о получении переходного периода на срок действия уже заключенных инвестиционных соглашений, а также тех, которые планируется подписать в ближайшем будущем.

Это, пожалуй, все оставшиеся нерешенными вопросы за исключением ряда сугубо технических. При самом пессимистическом сценарии российская сторона завершит переговоры к концу текущего года. В целом, нас удовлетворят их результаты. Я подчеркиваю, что мы сделали все, что могли. Остальное будет зависеть от того, как российский бизнес подготовится к вступлению в ВТО и, в частности, от того, как он сформулирует свои долгосрочные интересы на внешних рынках.

Материалы «Темы номера» подготовлены на Приволжском окружном форуме «Россия в ВТО: стратегические возможности».

Нравится