Дата: 11.05.2014 вс

Свежий номер: №16

Прием рекламы: №17



Яндекс цитирования

Бизнес

Игры с валютой
Игры с валютой
Придем на своих условиях
Примем удар первыми
   1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 199  >>   >>>

Опрос

Что вы ждёте от электронных билетов?

  • Не надо будет искать мелочь по карманам

  • Можно будет проехать «зайцем»

  • Давки у считывающих устройств

  • Мне всё равно



Популярные метки

23 февраля авто авто. город аксессуары антиквариат архитектура афиша банки безопасность беременность бизнес билеты бор бытовая техника ветераны власть выставки город дайвинг дача двери день победы дети долги дом дороги животные жилье жкх закон труде законы здоровье зоо зоопарк зубы интернет интерьер ипотека искус искусство история история города качество клещи кожа компьютеры кондиционер концерты коньяк косметология красота кредиты криминал культура курение курорт лицензия льготы мебель медицина метро музеи музыка налоги наследие наследство наука недвижимость образование обувь общепит овощи огород одежда окна олимпиада оружие отдых очки паводок пенсия питание пляжи подарки покупки почта права человека право православие праздники продукты путешествия развод разрешение распродажа ремонт рецепты сад сад-огород садовод связь святыни скидки сми снегоход советы сон. похудение сотрудничество социалка спорт справка стихия стоматология страхование строительство такси театр телефоны техника транспорт туризм финансы фото чай школа шопинг экология экономия электроприборы

За лояльность заплатим селом?

Пакет многосторонних соглашений, который сформировали участники переговоров по вступлению России в ВТО, не гарантирует абсолютную защищенность национальной экономики. Нельзя исключать, что в результате снижения тарифных ставок по отдельным позициям, под удар попадут развивающиеся внутренние рынки.

При вступлении России в ВТО наиболее уязвимыми окажутся несколько секторов экономики страны. В первую очередь это сельское хозяйство, финансовый рынок и рынок транспортных услуг. Изначально российская делегация выступила на переговорах с четкой позицией: именно в этих секторах страна жестко ограничит присутствие иностранных инвесторов и будет применять максимальное количество протекционистских мер. Результатом острых дискуссий стал непростой компромисс. Россия согласилась с предложением партнеров защитить одни сектора, поставив под угрозу другие.

Открыть нельзя закрыть

Представители российской делегации подчеркивают, что доступ иностранцев на отечественный финансовый рынок был самой тяжелой темой на переговорах. По словам начальника отдела услуг и инвестиций Департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Екатерины Майоровой, острые дискуссии велись не только с будущими «соседями» по ВТО, но и с представителями различных отраслей отечественной экономики (как с поставщиками услуг, так и с товаропроизводителями). «Переговоры с иностранными партнерами осложняло то, что интересы российских участников дебатов были диаметрально противоположными», - вспоминает г-жа Майорова.

Национальные поставщики услуг (банкиры, инвестиционные и страховые компании) настаивали на максимально жестких ограничениях для иностранных конкурентов. С другой стороны, промышленники были заинтересованы в максимальной либерализации финансового сектора, снятии всех барьеров и формировании здоровой конкуренции.

В ходе долгих переговоров Российская Федерация все-таки согласовала свои условия с членами ВТО. Принципиальный для многих стран вопрос о доступе на российский рынок прямых филиалов банков и страховых компаний был решен в нашу пользу. Напомним, что иностранные банки и страховщики сейчас могут работать в России лишь через создание дочернего кредитно-финансового учреждения или страховой компании.

«По банковской сфере и рынку ценных бумаг Россия не приняла на себя большинство обязательств по доступу на эти рынки. Мы сохранили возможность запрета на открытие прямых филиалов иностранных банков и инвестиционных компаний в нашей стране на неопределенный срок», - подчеркнула Екатерина Майорова.

Не исключено, что в рамках будущих переговоров, когда Россия станет членом ВТО, ей придется вернуться к этому вопросу. Однако это будут уже совершенно иные дискуссии, так как наша страна будет выступать с позиции равного партнера и, соответственно, иметь больше возможностей для отстаивания собственных интересов.



Пустить, но ограничить

Однако банковский сектор удалось «закрыть» для иностранцев ценой многих уступок. В частности, в вопросе открытия прямых филиалов страховых компаний Россия была вынуждена пойти навстречу партнерам. Спустя девять лет с момента вступления в ВТО прямые филиалы зарубежных компаний смогут работать на территории нашей страны. «Нам удалось настоять на жестких условиях их работы в России, они не будут иметь никаких льгот и преимуществ, - пояснила г-жа Майорова - Стоит добавить и то, что доступ прямых филиалов иностранных страховщиков на российский рынок будет зависеть от наличия гарантийного депозита (аналог уставного капитала компании)».

Кроме того, в соответствии с договоренностью, прямые филиалы обязаны отвечать всем требованиям лицензирования и финансовой устойчивости, которых в России пока нет. Их предстоит выработать за девятилетний переходный период. Что это будут за требования, пока мало кто представляет. Тем не менее, участники российской делегации уверяют: они будут сформулированы таким образом, что работа прямых филиалов иностранных страховщиков на нашем рынке мало чем будет отличаться от работы ныне существующих дочерних компаний.

На переговорах еще одной проблемной темой, касающейся защиты финансового рынка страны, стал вопрос об ограничении общего количества иностранных инвестиций в банковский и страховой сектора российской экономики. Екатерина Майорова напомнила: «Наше законодательство предусматривало возможность ограничения путем введения квот на иностранное участие в банковской и страховой системе». Однако данные квоты не применялись с 1993 г., и их размер не был зафиксирован в действующих российских правовых актах.

На переговорах наша сторона согласовала размер квоты в 50%, но с оговорками. Квотированию не будут подвергнуты иностранные инвестиции, вложенные в отечественные банки и страховые компании до 1 января 2007 г., а также инвестиции в финансово-кредитные организации, которые будут приватизированы после даты присоединения России к ВТО.

«Довольно болезненной для нас была тема, связанная с ограничением участия иностранцев в капитале отечественных компаний, осуществляющих страхование жизни и обязательное страхование, - заметила Екатерина Майорова. - Российской стороне удалось договориться о применении переходного периода в 5 лет, после которого иностранное участие перестанет ограничиваться. В нашей стране можно будет учредить компанию даже со 100-процентным иностранным капиталом».



На транспортном рынке без перемен

Рынок транспортных услуг, относящийся к категории уязвимых секторов российской экономики при вступлении в ВТО, также представлял значительный интерес для членов этой организации. Сегодня существует множество препятствий для иностранцев, которые стремятся выйти на отечественный рынок перевозок. Поэтому России пришлось приложить огромные усилия, чтобы согласовать условия, которые за редкими исключениями отражали бы действующую систему регулирования в данном секторе.

«Что касается рынка внутренних перевозок, то все меры, которые будут регулировать доступ на него иностранных участников после вступления в ВТО, мы не обязаны согласовывать с нашими партнерами. По международным перевозкам морским транспортом результаты нашей договоренности фактически повторяют нынешние обязательства России по многочисленным двухсторонним соглашениям», - озвучила результаты переговоров г-жа Майорова.

Фактически для рынка транспортных услуг вступление страны в ВТО не принесет ничего нового, кроме изменения формата действующих на нем мер регулирования с двухстороннего уровня на многосторонний. Совершенно не изменится система действующих многосторонних отношений по автомобильным перевозкам. По открытию внутреннего рынка водного транспорта Россия не приняла никаких обязательств. Вопрос об обязательствах по открытию внутренних воздушных путей на переговорах не поднимался, поскольку в ВТО для этой сферы существуют особые условия (сфера воздушных перевозок выведена из области применения норм этой организации, и ее члены не ограничены в своих правах).

«Единственными рынками, по которым мы приняли на себя обязательства, являются рынки так называемых вспомогательных услуг: по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, а также по распространению, резервированию и бронированию билетов, - заявила Екатерина Майорова - После вступления в ВТО России придется снизить барьер для иностранных инвестиций в отечественные компании, занимающиеся ремонтом воздушных судов. Действующая в данный момент квота в 25% будет отменена после того, как наша страна станет членом Всемирной торговой организации».



Самое слабое звено

В целом, переговоры российской стороны по мерам для защиты уязвимых секторов экономики можно было бы назвать успешными, если бы не та цена, которую пришлось заплатить за лояльность будущих «соседей» по ВТО. За все свои уступки члены этой организации, по-видимому, отыграются на ключевом для России вопросе - о степени государственной поддержки аграрного сектора. Последний раунд переговоров по данной теме уже начался, и в этом раунде российская сторона не встретила понимания у ведущих членов ВТО - США, ЕС, Австралии и Новой Зеландии.

«Первоначально позиция России на переговорах состояла в определении уровня поддержки государством аграрного сектора в объеме $16,2 млрд в год. Однако наши партнеры не пошли нам навстречу в самом остром вопросе по сельскохозяйственной тематике», - сообщил генеральный директор координационно-аналитического Центра агропромышленного комплекса России Павел Винтовкин.

По его словам, в аграрном секторе восемь лет подряд отмечается положительная динамика роста. В 2006 г. оборот розничной торговли сельскохозяйственными продуктами увеличился на 22% и достиг 3,9 трлн руб. Увеличились и объемы экспорта продукции аграрного сектора: за последние пять лет этот показатель вырос практически в три раза и достиг $5,5 млрд. По отдельным позициям наша сельскохозяйственная продукция конкурентоспособна не только на внутреннем, но и на внешнем рынках.

«И все же нам пока не удалось полностью восстановить этот сектор экономики. Сегодня индекс валового производства сельскохозяйственной продукции составляет всего 75% от уровня 1990 г. В своей текущей хозяйственной деятельности убыточны 40% предприятий аграрного сектора», - заметил г-н Винтовкин.

Выйти из кризиса российскому агропрому мешают ряд системных проблем: тяжелая демографическая ситуация в сельской местности, отток квалифицированных кадров в города, низкий уровень оплаты труда (средняя зарплата на селе в 2006 г. составила 4 тыс. 314 руб.), технологическая отсталость отрасли. Все это происходит на фоне рост импорта сельскохозяйственной продукции в нашу страну. В прошлом году его объем превысил $21 млрд и по сравнению с 2005 г. увеличился на 24%.

«Темп роста импорта почти в 10 раз превысил рост отечественного производства. Его негативное влияние на аграрный сектор усиливается по мере исчезновения эффекта от девальвации рубля 1998 г. Можно с уверенностью заявить, что сегодня сложились неравные условия конкуренции для российских продовольственных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках», - заявил Павел Винтовкин.

Россия до сих пор не может конкурировать с программами экспортной поддержки сельскохозяйственных товаров, действующими в странах ВТО. Несопоставимые с российскими объемы иностранного субсидирования экспорта позволяют импортерам предлагать свои условия поставок, которые обуславливают нерентабельность отечественного производства аналогичной продукции. Недостаточный уровень защиты внутреннего рынка снижает инвестиционную привлекательность отечественного аграрного сектора, препятствуя созданию на территории нашей страны производственных мощностей крупных транснациональных корпораций (поставки готовой продукции для них более выгодны).

«Мы могли бы в корне изменить данную ситуацию, используя инструменты ВТО. Но наши возможности по защите аграрного сектора были существенно ограничены, так как на переговорах российскую сторону вынудили пойти на значительные уступки по ряду ключевых позиций»,- подчеркнул Павел Винтовкин.

В итоге Россия сократила заявляемый объем государственной поддержки аграрного сектора до $9 млрд в год. При этом развитые страны - члены ВТО сохраняют высокий уровень поддержки сельского хозяйства (в бюджете ЕС она измеряется суммой 40 млрд евро в год). России же предлагают включить в $9 млрд не только бюджетные расходы, но и льготы по оплате электроэнергии и топлива для сельскохозяйственных предприятий, а также инфраструктурные затраты. Как подчеркнул г-н Винтовкин, и эту сумму еще придется отстоять в ходе продолжающихся многосторонних переговоров.

«Наши будущие «соседи» по ВТО стремятся к тому, чтобы максимально снизить для России допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства, - пояснил Павел Винтовкин. - Но у нас есть на нее право, и мы будем его отстаивать, так как аграрный сектор является одним из важнейших центров дальнейшего развития экономики страны».

$9 млрд - это тот рубеж на переговорах, с которого нам некуда отступать. Дальнейшее снижение уровня государственной поддержки приведет к потере аграрного сектора в экономике. Для России, которая испокон веков считалась аграрной страной, это будет равносильно потере национальной идентификации.

Нравится